Карта сайта <BR><B>CS ERROR, User Error:</B> String <CODE>/contacts/title</CODE> not found in template <B>top</B> cur. object <B>/classic/statyi/article:article-2</B> in <B>cs.lib.php</B> on line <B>205</B>
Свой Мир
   Главная       О нас       Консультации       Статьи       Мини-журнал       Инсайты жизни        Литературная психология   
Главная
О нас
Консультации
Статьи
Мини-журнал
Инсайты жизни
Литературная психология
Читаем классику
Інтерактивні лекції
Просто книжки

Осторожно, герой! Жизнь с Тарасом Бульбой


Владлена Дмитриева

Произведения Гоголя многомерны и наполнены символами. На первый взгляд, «Тарас Бульба» стоит особняком. В нём нет никакой мистики и сказочных персонажей. Кажется, всё ясно: борьба, преданность долгу, смерть, величие героя. Главный герой произведения – герой в прямом смысле слова, положительный персонаж.
 
Вторым взглядом можно увидеть больше. Оставим в  стороне патриотизм и войну. Мы не будем первыми. Ведь, кроме героической  линии, есть любовная, «очень вкусная» для постановок. Даже есть такой мюзикл «Тарас Бульба. Мюзикл о любви».
 
Рассмотрим жизнь, смерть, любовь и ответственность. Рассмотрим жизненную стратегию личности. Результаты применения таковой стратегии в построении и сохранении отношений. Насколько уместна «героическая» стратегия в семье. Какой вклад вносит личность  нашего персонажа в воспитание своих детей. Как живётся тем, кто рядом с человеком, который использует «жизненную стратегию Тараса Бульбы»
 
Мы часто произносим при встречах фразу, с которой начинается произведение. С шутливой интонацией. Не всегда помня, откуда фраза взялась. Обычно произносим только первую часть. В наших устах она звучит дружелюбно – свойски. Вот так: «А поворотись-ка, сын!» Но, стоит продолжить, цитируя первоисточник, как всё меняется: «Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии?»[1]
 
Это первые слова, которыми отец встречает сыновей, вернувшихся домой после более чем годичного отсутствия. Можно сказать, мол, по-мужски встречает, «без соплей». Сыновья должны понимать отца! Ему смешно и им должно быть смешно. Но вот реакция сыновей: «Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно, опустив глаза в землю» [2].
 
Описанная классиком ситуация воспринимается как что-то знакомое. Если не из личного опыта, так из опыта кого-то из окружения. Над кем-то родители (особенно отцы) переставали подшучивать, когда дети «переваливали» за подростковый рубеж. А кому-то продолжало «везти» и во взрослом возрасте
 
Можно убеждать себя, что эта обидная часть прошлого (которую так хочется изменить) нормальна.Только воспоминания о ней «почему-то» заставляют уже взрослых людей  передёргиваться и желать забыть. А потом так же поступать по отношению к собственным детям.  
 
Отец и  муж проявляет глухоту к переживаниям и чувствам своих близких. Обесценивает обучение детей, объявляет об отправке их «на Запорожье». Потому что там «наука так наука!»[3]. Грубо прерывает жену, обнимающую сына. Отправляет её накрывать на стол. Через несколько страниц текста такое отношение к жене не удивляет. Герой всю жизнь  не чурался семейного насилия. Автор повествует, что «она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки…»[4].
 
Возможно, за глухотой прячется страх перед собственной чувствительностью. Возможно, это «просто» самодурство. В любом случае тем, кто находится рядом с «героем», несладко.      
   
Игнорирование переживаний окружающих уживается в нашем герое с большим вниманием к своим желаниям. Отправка сыновей в Сечь запланирована заранее. Тарас  сообщает о ней своим друзьям и получает одобрение. Сам он уже не принимает участия в походах. «Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля»[5]. Тарас уже представляет, как явится с двумя красавцами-сыновьями в Сечь. Сыновья здесь – средство для удовлетворения своей гордости. «Хочу» Тараса Бульбы не считается с ответственностью перед теми, кто остаётся. Равно как и с тем, что в Сечи он  может быть деструктивным элементом. Жизнь меняется. Войны в данный момент нет. Есть мирный договор с султаном. На руководящих должностях (выражаясь современным языком) Сечи находятся люди, понимающие необходимость выполнения договоренностей.
 
Тарас не хочет видеть перемен. Но не может их не чувствовать. Возможно, в этом ещё одна причина внезапного решения о поездке. Личности подобного «геройского» склада очень сложно жить в условиях мирного времени. Слишком много нюансов нужно учитывать. Слишком много красок видеть. Признавать, что могут быть правы люди, думающие иначе, чем «герой».
 
Он стремится в моно-мир Сечи. «Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. Он, можно сказать, плевал на своё прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам, гуляк, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей»[6]. 
 
Но, находясь в Сечи, Бульба больше обращается к образам прошлого. Идеализирует то, что было когда-то, ратные подвиги, происходившие не здесь. Реальность его не устраивает.
 
Также не устраивает Тараса инакость людей. По отношению к Другим он проявляет крайнюю нетерпимость и непринятие. Причём очень рационально аргументирует свои поступки. «Вычёркивание» инаких из круга людей влечёт за собой допустимость по отношению к ним аморальных действий (к не-людям допустимо то, что недопустимо по отношению к людям). Это схоже со стратегией надзирателя или преступника по отношению к жертве. 
 
Бульба знает, что лучше для его сыновей (естественно, не спрашивая их). Как происходит первая битва, в ходе которой гибнут люди, а Андрий встречает панночку? Это Тарас Бульба хочет «потренировать» сыновей. Слова кошевого о том, что после договора козаки не имею права «бить бусурменов», для Бульбы пустой звук. Он просто не понимает, что к ним можно относиться всерьёз. Ради своего желания герой готов нарушить клятву «нашею верою», о любви к которой пафосно говорит.  Здесь сложно говорить об уважении и взрослой позиции по отношению к своим убеждениям. 
 
После ответа кошевого: «А войне все-таки не бывать. … И думать об этом нечего» [7], - Тарас принимает решение отомстить.
 
Через некоторое время лагерь бурлит. Кошевого смещают с должности. На его место ставят того, чьё имя шепнул Тарас. Но имя самого Тараса (как инициатора) нигде не всплывает.
 
Нашему герою хорошо удаётся втягивать других в принятие и осуществление решений, угодных ему. Причём он выглядит действительно искренним и когда говорит о «нашей вере», и когда утверждает, что клятва ею перед «бусурменом» ничего не значит.  Напоминает «двоемыслие» Оруэлла («1984»).
 
Тарас Бульба хочет оставаться в однородном, чёрно-белом мире. Стремление к гомогенности, нежелание изменяться ведёт к уничтожению своего потенциала.  Остап и Андрий – символы возможности изменения личности нашего героя.
 
Андрий – одна из сторон души Тараса. Его возможность восхищаться красотой, нежностью; тяготение к любви. Пока не любовь, а физическое томление вырастает во влюбленность и может вырасти в любовь. Но: «Я тебя убью». Помните фразу, ставшую основой для школьных анекдотов: «Я тебя породил, я тебя и убью!»[8]. Характерное для того времени (и только ли  для того?) отношение к детям, как к собственности. Смерть Андрия в данном контексте закономерна. Он – это революционное  изменение Тараса. Плоды революции долго не живут в первозданном виде.
 
Эволюционный путь для личности Тараса – это Остап. Молодое «улучшенное» продолжение отца. Автор при представлении героев пишет, что Остап «имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время» [9]. 
 
Но убийство части своей души даром не проходит. Убив Андрия, Тарас вскоре теряет и Остапа. Свою возможность эволюционировать. 
 
После этого Тарас Бульба движется к собственной смерти.
 
_____________________________________________________________________________________
1. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.1. М., «Художественная литература», 1978 стр.234.
2. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.1. М., «Художественная литература», 1978 стр.234.
3. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.1. М., «Художественная литература», 1978 стр.235.
4. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.1. М., «Художественная литература», 1978 стр.240.
5. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.1. М., «Художественная литература», 1978 стр.239.
6. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.1. М., «Художественная литература», 1978 стр.251.
7. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.1. М., «Художественная литература», 1978 стр.254.
8. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.1. М., «Художественная литература», 1978 стр.309.
9. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.1. М., «Художественная литература», 1978 стр.244.
 

 

 

<< Все статьи

Почти психологические рассказы и Вредные советы психолога

Досі люди не дійшли єдиної думки  про психотерапію...Все знали коти

Цикл інтерактивних лекцій

Разом із психологами-практиками учасники інтерактивних лекцій циклу «Мандри художньою літературою до психології життя» розширять свої знання

Текст балансировал на грани нецензурности.

Как мне уговорить (заставить) кого-то обратиться к психологу/психотерапевту?

Владлена Дмитриева

22-й век – это было так далеко! Для фантастических изменений человечества оставалось так много времени.