Карта сайта <BR><B>CS ERROR, User Error:</B> String <CODE>/contacts/title</CODE> not found in template <B>top</B> cur. object <B>/articles/article:st8</B> in <B>cs.lib.php</B> on line <B>205</B>
Свой Мир
   Главная       О нас       Консультации       Статьи       Мини-журнал       Инсайты жизни        Литературная психология   
Главная
О нас
Консультации
Статьи
Мини-журнал
Инсайты жизни
Литературная психология

Подмена знаком события


Владлена Дмитриева

Рассматривая окружающую среду (мир) как текст,  состоящий из множества текстов, которые, в свою очередь, состоят из знаков и сами являются знаками для «супертекста», можно увидеть такой действенный прием манипулятивного воздействия как подмена События Знаком.

В данном случае Знак – это то, что обоЗначает, что Событие, которое имеет свою историю совершения  - совершилось. Оно теперь есть, бесспорно состоялось.

Этот прием опирается на социальные, культуральные мифы (они тоже являются Знаками в соответствующих текстах).
Хорошо видно использование приема в телевизионной рекламе, сериалах, боевиках.

Например, рекламный ролик  пива с привычным сюжетом – в ночном клубе веселятся хорошо выглядящие молодые люди. В кадре – емкость с рекламируемым пивом. 

Здесь идет опора на миф об успешности – ее признаках и долженствовании. В данной  картинке (кстати, картинка - это наглядность, а наглядность в манипулятивном воздействии – практически "наше все!") признаки успешности наглядные и подразумеваемые. Молодость, физическая красота и целостность (инвалиды отсутствуют), модная одежда, раскованность, наличие друзей… Подразумевается, что у героев есть свободное время (кстати, в статье в журнале «Мысль» автор утверждает, что элита – это те люди, у которых есть свободное время. И с этой точки зрения  высокооплачиваемый топ-менеджер – трудоголик, работающий 12-14 часов в сутки без выходных,  элитой  считаться не может). И подразумевается, что у них есть деньги для того, чтобы оплатить отдых в клубе и ту же емкость с пивом.

Другая часть мифа об успешности, оставшись за кадром, «незримо присутствует»  – это ее долженствование, обязанность быть успешным.

И вот здесь изображение владения и приобретения емкости с пивом превращается в Знак. Знак того, что Событие – успешность – состоялось.  Т.е. текст: « Я успешен(шна) и поэтому отдыхаю в ночном клубе и пью пиво» подменяется: «Я пью пиво и   Поэтому успешен(шна)».

Нарративная психотерапия  считает, что текст формирует личность. Соответственно, формируется поведение личности. Тем более, что таким образом сформулированный текст более приемлем для инстинкта самосохранения:).

В сериалах роль почвы для Знаков играют мифы, превратившиеся в нормы, неписанные правила. Эти правила определяют, над чем смеяться, плакать, чему ужасаться, негодовать, отвращаться. Т.е., героиня плачет не потому, что ей грустно, а зритель понимает, что ей грустно, потому что видит, как она плачет. В боевиках все более формально логично - если хороший бьет ногой по физиономии другого героя, значит, тот, другой явно плох!

Знак обязательно должен иметь под собой почву. Иначе он будет непонятен адресату – как непонятны (или даже оскорбительны) жесты представителей одной культуры для представителей другой культуры.

Если говорить о манипулятивном  воздействии, то здесь почвой для Знака будет предсказуемость адресата, произнесение и восприятие им текстов только на одном языке.

А  в качестве защиты может быть та же непредсказуемость  или, в нашем случае, возможность оперирования полилингвистичным текстом. 
 

<< Все статьи

Почти психологические рассказы и Вредные советы психолога

Досі люди не дійшли єдиної думки  про психотерапію...Все знали коти

Цикл інтерактивних лекцій

Разом із психологами-практиками учасники інтерактивних лекцій циклу «Мандри художньою літературою до психології життя» розширять свої знання

Текст балансировал на грани нецензурности.

Для меня дорого платить даже нижнюю границу суммы оплаты. Можно ли дешевле?

Владлена Дмитриева

22-й век – это было так далеко! Для фантастических изменений человечества оставалось так много времени.