Карта сайта <BR><B>CS ERROR, User Error:</B> String <CODE>/contacts/title</CODE> not found in template <B>top</B> cur. object <B>/articles/article:article-21</B> in <B>cs.lib.php</B> on line <B>205</B>
Свой Мир
   Главная       О нас       Консультации       Статьи       Мини-журнал       Инсайты жизни        Литературная психология   
Главная
О нас
Консультации
Статьи
Мини-журнал
Инсайты жизни
Литературная психология

Пора подкрепиться!


Владлена Дмитриева

 Какова бы ни была наша профессия, вряд ли нам хочется быть постоянным воспитателем в своей собственной семье. Но проходит время и накапливается целый список того, что домочадцы всё время делают не так.

«Мой ребёнок всё время опаздывает». «Мой муж никогда не ставит на  место обувь». «Мой отец …», - как это надоело, правда? Сколько бы мы ни говорили, просили, стыдили – всё без толку.

«Так» - «не так»

К сожалению, для людей, воспитанных  в нашей культуре, привычнее ругать ближнего, чем хвалить. Когда кто-то делает «не так» - его или её ругают. А когда «так», то есть, не «хорошо», не «отлично», а просто так, как нужно – молчат. Воспринимают как должное. «Правила игры» здесь таковы: одна сторона находится в готовности заметить, что «не так». И, соответственно, высказать замечание. Вторая, вместо того, чтобы сделать «так», впадает в детскую реакцию: «У-у-у, меня будут ругать!» И направляет свои усилия на защиту, обиду или нападение.

Мамы знают, что часто отцы ожидают от детей (особенно от мальчиков), что те будут уметь и то, и это. Мы пытаемся объяснить папам, что нужно потратить время и силы. Проявить терпение и детей своих научить. Мы возмущаемся или жалуемся подругам, что наши объяснения не достигают цели.

А разве мы сами порой не ведем себя так же по отношению к мужьям? Не считаем, что они обязаны уметь делать «мужскую работу»?

Но ведь у всех были разные истории взросления. Хорошо, если мужу было у кого учиться «быть мужчиной». А если нет? Никто не рождается с перфоратором в руках. Неумение будущего  супруга забить гвоздь не остановило вас в решении создать семью. Наверное, его хорошие качества перевесили этот недостаток. Теперь вы можете помочь своему близкому человеку научиться «быть мужчиной в доме».

Некоторые женщины  заявляют при муже (и не только): «В доме мужчина я!» Они хотят, чтобы муж устыдился и быстренько начал пилить-строгать-чинить. Но в результате им действительно приходится становиться «мастерами на все руки». Бывает, и статус меняется с «жены» на «бывшую жену».

В одной семье молодой муж, хороший и порядочный человек, действительно не умел держать в руках молоток. Его так воспитали, в его семье это было нормой.

Молодая жена точно знала, что обязан делать в доме муж. Она с вызовом говорила знаменитую фразу о том, кто в их доме мужчина. Разумеется, при муже, родственниках и друзьях. Разумеется, сама забивала гвозди. Чего она на самом деле хотела добиться, мы уже знаем.

Конечно, это было не единственной причиной, по которой супруги стали «бывшими».

Его вторая жена с улыбкой говорила детям: «У нас есть мужчина в доме», - и обращалась за помощью к супругу. Она смотрела, как он (на первых порах криво) вбивает гвоздь, с трудом вкручивает-выкручивает  лампочку. Хвалила, восхищалась и благодарила.

Как вы думаете, хотелось ли теперь мужу учиться делать «мужскую работу»? Чувствовал ли он себя провинившимся ребёнком или взрослым, любимым и уважаемым человеком?

Подкрепим позитив!

То, что делала вторая жена, называется позитивным подкреплением.

Кажется, ничего сложного в нём нет. Из названия понятно – говорить хорошие слова и поддерживать. Разве мы никогда не хвалили своих близких! Только «воз и ныне там».

Похвала и позитивное подкрепление отличаются тем, что похвалить можно (и нужно!) спустя некоторое время после совершенного поступка. Как мы хвалим ребёнка, после того, как он убрал свои игрушки. Или когда на следующий день после похода в гости звоним хозяевам и говорим, что провели прекрасный вечер

Позитивное же подкрепление должно быть: адекватным действию, точно совпадающим по времени с совершением действия; не только словесным, но и невербальным (без использования слов). Вы явным образом показываете своему близкому, что одобряете то, что он делает сейчас. Муж, ребёнок, друг должен увидеть, услышать, ощутить ваше одобрение.

Позитивное подкрепление помогает без ссор и унижения человеческого достоинства научить и научиться нужным навыкам. Оно не панацея. В случае серьёзных проблем во взаимоотношениях лучше работать над их решением со специалистом. Если хорошим отношениям мешают только редкие «занозы», тогда применение позитивного подкрепления может уменьшить напряжение и взаимные обиды.

Для начала определитесь, чему вы хотите научить окружающих. Действительно ли для вас важно, чтобы они поступали определённым образом. Почему это так важно?

После этого в течение некоторого времени не реагируйте на поступки близких, которые вам не нравятся. То есть на то поведение, которое вы хотите изменить.  Вместо этого поощряйте и поддерживайте все попытки поступить по-новому. Даже если сначала это будет не очень ловко.

Как можно поощрить попытку, которая только совершается, и вы не знаете, каков будет результат? Как хорошая учительница музыки. Ученик играет мелодию, а она улыбается и  кивает одновременно с каждой верной нотой. С такой помощью самый неуверенный музыкант успешно добирается до конца произведения. И тогда наступает момент похвалы.

Учиться самой

Нам самим тоже придётся учиться новому поведению. Вместо привычного негатива в нашем распоряжении теперь будет искренняя радость и благодарность. Улыбка, интонация, приветливое выражение лица и спокойная твёрдость тона. И ещё – терпение. Куда мы без него!

Ребёнок устроил истерику или изводит нытьём? Убедимся, что он здоров. Потом сообщим, что нытьё и крики на нас не действуют. Иногда малыш просто не представляет себе, что его поведение называется именно так. И занимаемся своими делами (естественно, обеспечив безопасность ребёнка). Зато, когда чадо начнёт успокаиваться (возможно, ошарашенное непривычной реакцией взрослого), позитивно подкрепите процесс.  Без нравоучений предложите интересное и приятное именно для ребёнка занятие.

Без терпения здесь не обойтись. Мы с вами знаем, что у маленьких детей находится удивительно много сил для длительного нытья. Иногда мы готовы любой ценой прекратить «всё это». Но ваше: «Хорошо, да, только не ной!», - тоже подкрепление. Ребёнок усвоит, что может получить всё, включая запретное. Нужно только подольше «продержаться». Бывает, дети ведут себя таким образом, потому что им просто скучно. Они не умеют себя занимать. Или действительно очень хотят того, что не могут получить. Например, малыш в магазине игрушек. Здесь мы сначала занимаемся профилактикой таких ситуаций. Учим интересным играм, общаемся и соотносим походы в магазин с возрастными особенностями детей. А при обучении,  конечно же, используем позитивное подкрепление.

В общении со взрослыми мы частенько готовы пустить в ход иронию. Особенно, когда наш близкий человек наконец соберётся сделать то, о чем мы долго просили. Недаром есть множество анекдотов о новогодней ёлке, которую муж выбрасывает к Восьмому марта.

Теперь прочь-прочь, ирония и язвительность! Ведь на самом деле вы рады, что давняя просьба начала выполняться. Вот и покажите свою радость. Поддержите, поблагодарите. Помните - это только начало.

И себя не забывать!

Очень позитивное свойство позитивного подкрепления это то, что мы можем помочь себе. Выработать хорошую привычку и научиться чему-то новому. Спокойно выполнять то, что делать не очень хочется, но надо.

Принцип здесь тот же – не реагируем на неудачные попытки и хвалим себя за удачные. Например, вы изучаете иностранный язык. Произношение пяти звуков никак не получается. А один выговариваете отлично. Вот мысленно и хвалите себя, когда его произносите. А за неудачные пять  - молчок! 

От мысленного упрёка удержаться сложнее. Но через некоторое время у вас начнёт это получаться.

Учитесь ли вы танцевать, водить автомобиль или обучаетесь абсолютно новой деятельности, в момент правильного выполнения элемента похвалите себя. Потом по возможности больше используйте то, что у вас хорошо получается. Постепенно вводите более сложные действия и хвалите себя за каждое продвижение к успеху.

Что касается нежеланных или сложных дел, то их можно разбить на этапы. Настолько мелкие и простые, насколько вам это удобно. Выполняйте поочерёдно каждый этап и вознаграждайте себя за это. Кроме мысленной похвалы во время выполнения этапа, «выдавайте» себе материальные награды по его окончании. Приз должен быть приятным лично вам и тем, что вы не получаете каждый день. Для кого-то это будет конфета, для кого-то пятнадцатиминутный отдых, а кто-то выделит время для своего хобби.

И после окончательного выполнения дела обязательно похвалите себя!

Статья для журнала «Секреты женского счастья»

<< Все статьи

Почти психологические рассказы и Вредные советы психолога

Досі люди не дійшли єдиної думки  про психотерапію...Все знали коти

Цикл інтерактивних лекцій

Разом із психологами-практиками учасники інтерактивних лекцій циклу «Мандри художньою літературою до психології життя» розширять свої знання

Текст балансировал на грани нецензурности.

Как мне уговорить (заставить) кого-то обратиться к психологу/психотерапевту?

Владлена Дмитриева

22-й век – это было так далеко! Для фантастических изменений человечества оставалось так много времени.